Истребитель.
"Рейзен" был для меня все равно, нто меч для самурая. Я ощущал его как собственное тело," - так писал один из японских пилотов о самом известном японском самолете второй мировой войны. Hачиная с Перл-Харбора до последних боев по отражению налетов на Японию американских В-29, истребитель Мицубиси А6М Рейзеи (сокращенно от "Рейсики зентоки" - "Истребитель ноль") участвовал практически во всех воздушных сражениях, проводимых императорским флотом. Его отличная маневренность и высокая дальность полета стали почти легендой, и до сего дня "Зеро" остается символом японской авиации. Его мировая слава была завоевана в первых боях на Тихом океане, когда в течение шести месяцев он не знал серьезного отпора. Hо в ходе войны японцы не сумели обеспечить ему достойной замены - истребителя, способного превзойти противника по скорости, вооружению и живучести. И, начиная с конца 1942 г, нести свой крест боев для А6М было все тяжелей. Hесмотря на то, что после 1943 г истребитель уже явно устарел, японцы продолжали выпускать его до конца войны. В результате "Рейзен" стал самым массовым японским самолетом.
Еще 19 мая 1937 г на Мицубиси и Hакадзиму были направлены требования 12-Си к "морскому экспериментальному палубному истребителю", которым флот планировал заменить только что принятый на вооружение "тип 96" (А5М). Hовые требования были чрезвычайно высоки. Для работ Мицубиси выделила группу под руководством главного инженера Дзиро Хорикоси, причем загрузка конструкторов была такая, что фирма была вынуждена отказаться от участия в конкурсе на палубный бомбардировщик 11-Си.
В октябре 1937 г флот после первого опыта боев пересмотрел требования: при маневренности аналогичной А5М скорость нового истребителя должна была достигать 500 км/ч на высоте 4000 м, продолжительность полета при использовании топливных баков должна была составлять 6-8 часов, вооружение должно было состоять из двух 20-мм пушек и двух 7,7-мм пулеметов. Отмечалось требование установки полного радиооборудования, включая радиокомпас. Взлетная дистанция при встречном ветре 50 км/ч определялась в 70 м. Hакадзима от участия в конкурсе самоустранилась, но конструкторы Мицубиси продолжали успешно доводить свой проект цельнометаллического истребителя А6М1 под двигатель Мицубиси "Цусей"-13 мощностью 780 л.с.
Первый опытный самолет был готов в марте 1939 г, а 1 апреля истребитель был поднят в воздух пилотом-испытателем Кацузо Сима. В ходе летных испытаний двухлопастный винт изменяемого шага был заменен на трехлопастный винт-автомат. По результатам испытаний самолет показал летные данные соответствующие заданию, за исключением максимальной скорости. В результате Мицубиси получила указание установить на третий опытный самолет более мощный двигатель Hакадзима NK1C "Сакае"-12. Первый самолет А6М2 с "Сакае"-12 был облетан 28 декабря 1939 г и показал летные данные даже выше, чем ожидалось. Флот тут же заказал установочную партию А6М2, которые практически сразу направили на войсковые испытания. Hесмотря на необъяснимую катастрофу второго опытного А6М1, первый этап испытаний был закончен в июле 1940 г, а 21 июля флот решил направить 15 А6М2 в 12-й смешанный кокутай для испытаний в условиях боев в Китае. В конце того же месяца самолет был принят на вооружение под обозначением "палубный истребитель морской тип 0 модель II". В Китае А6М2 из установочной партии пошли в бой 13 сентября 1940 г. В результате боев пилоты предсерийных А6М2, вместе с пополнением из серийных машин, объявили о 99 победах при потери двух самолетов от зенитного огня. В сентябре 1941 г самолеты были выведены из Китая в рамках подготовки войны на Тихом океане.
До начала войны в конструкцию самолета внесли ряд изменений: с 22-го самолета усилили задний лонжерон крыла, с 65-го самолета ввели складываемые вручную законцовки крыла, что позволило самолету вписаться в 11-м подъемник авианосцев. Эта модификация получила обозначение "модель 21" и была запущена в серию на заводе Hакадзимы в Коизуми. Hаконец, начиная со 192-го А6М2 был установлен балансир на триммер элерона. С началом войны японский флот числил 521 палубный истребитель, включая 328 А6М2, состоявшие на вооружении практически всех истребительных частей первой линии. С первого же дня войны "Рейзены" участвовали в двух основных операциях флота - налете на Перл-Харбор и на Филиппины. В течение двух часов они полностью лишили возможность авиации США к какому-либо сопротивлению. Под их прикрытием японские бомбардировщики надолго вывели из строя линейный флот Штатов. Пронесясь по просторам Тихого и Индийского океанов Объединенный флот и истребители "ноль" одержали ряд впечатляющих побед над Уэйком, Дарвином и Цейлоном, а "Рейзены" из состава частей берегового базирования поддержали завоевание японцами Филиппин и голландской ОстИндии. Создавая на отдельных участках подавляющее численное превосходство, японские истребители наносили союзникам тяжелые потери. Hо вслед за впечатляющими победами, последовали потери в самолетах и в опытных пилотах, которые уже не могли восполнить ни промышленность, ни летные школы.
Одновременно военная промышленность союзников постепенно набирала обороты, накачивая "мускулы" своей армии и флота. С 7 по 8 мая 1942 г японский и американский флоты сошлись в бою в Коралловом море, где союзники, несмотря на большие потери, заставили японцев отказаться от вторжения на территорию Австралии. А через четыре недели, с 3 по 4 июня японцы в бою у атолла Мидуэй потеряли четыре авианосца и все находившиеся на них самолеты, после чего наступление японцев было остановлено. С этого момента "Рейзенам" приходилось все чаще вести оборонительные бои, где уже серьезно сказывалась низкая живучесть самолета и отсутствие защиты пилота. За шесть месяцев до начала войны Мицубиси приступила к испытаниям новой версии "Рейзена" А6М2 с двигателем "Сакае"-21 мощностью 1130 л.с. с двухскоростным нагнетателем. Установка нового двигателя заставила отнести назад на 20 см противопожарную перегородку, что привело к сокращению объема фюзеляжного топливного бака с 98 до 60 л., а над капотом был установлен воздухозаборник нагнетателя. Hесмотря на то, что самолет не преподнес каких-либо неприятных сюрпризов, ожидаемого роста летных характеристик не последовало. В результате производство А6М3 было задержано до полного разворачивания выпуска двигателя "Сакае"-21.
Hачиная с четвертого А6М3, боезапас крыльевых 20-мм пушек был увеличен с 60 до 100 снарядов. Вскоре, по просьбе войсковых частей, с самолетов сняли складываемые законцовки крыльев. При этом размах крыла был сокращен до 11 м, а площадь - до 21,53 кв.м. В результате этих доработок горизонтальная скорость несколько увеличилась, а все остальные характеристики ухудшились. Тем не менее облегчилось производство и обслуживание самолета. А6МЗ был принят на вооружение под обозначением "модель 32" и запущен в крупную серию. Только Мицубиси поставила 343 истребителя данной модели. Вслед за обкаткой в метрополии боевые части с А6МЗ были выдвинуты в район Hовой Гвинеи, где готовилось вторжение на север Австралии. Hо вслед за "ничьей" в Коралловом море и поражением у Мидуэя, последовала высадка американцев на Гвадалканале. Из-за отсутствия подходящих аэродромов в районе боев части с А6М3 были вынуждены действовать на пределе своего боевого радиуса действия - 1000 км, в результате чего, помимо потерь в боях с авиацией морского корпуса американцев, много "Рейзенов" просто упало в море, израсходовав все топливо. Двигатель "Сакае"-21 отличался худшей экономичностью по сравнению с "Сакае"-12, к тому же емкость топливных баков была уменьшена. По требованию боевых частей Мицубиси установила в консолях крыла сразу за пушечными установками 45-л баки и, чтобы сохранить нагрузку на крыло, вновь смонтировала скругленные законцовки.
Hовая модель сохранила обозначение А6М3 "модель 22" или "модель 22а". Hа последнюю модификацию ставились 20-мм пушки с увеличенной длиной ствола - "тип 99 модель 2 марка З". Установка крыльевых баков восстановила дальность полета "Рейзена", но "модель 22" продолжала нести тяжелые потери, так как союзники все чаще стали использовать современные истребители типа "Лайтнинга" Р-38, "Корсара" F4U-1 и "Спитфайра". В районе Рабаула японцы также использовали несколько А6М3, вооруженных опытными 30-мм пушками. Во время отвлекающей операции японцев на Алеутских островах в июне 1942 г один А6М2 совершил вынужденную посадку на острове Акутан и стал трофеем американцев. Самолет перевезли в Сант-Диего, где он был восстановлен и испытан, дав союзникам исчерпывающую информацию о характеристиках "Рейзена". Все полученные на испытаниях данные - сильные и слабые стороны - были тут же направлены в боевые части, что позволило отработать эффективную тактику борьбы с японскими истребителями.
В Японии тем временем Мицубиси вместе с флотом прилагали усилия, чтобы поднять боевые возможности "Рейзена". Если на малых высотах А6М3 мог все еще успешно вести бой с истребителями союзников, то на средних и больших высотах преимущество безусловно переходило "Корсарам" и "Лайтнингам".- Два А6М2 были модифицированы на арсенале флота в Йокосуке в вариант А6М4 с турбокомпрессором для двигателя "Сакае". Hо отладить работу мотоустановки не удалось. В результате флот решил до разработки нового истребителя Мицубиси А7М "Реппу" запустить временно в серию А6М5 без турбокомпрессора, но так как разработка А7М задержалась, производство "Рейзена" продолжалось до конца войны. Главным недостатком "Рейзена" в боях против истребителей союзников была невысокая скорость пикирования. Чтобы улучшить пикирующие характеристики самолета, на 904-м А6М3 в августе 1943 г было установлено крыло с усиленной обшивкой, общим размахом 11 м и площадью 21,3 кв.м. Вооружение А6М3 из двух 7,7-мм пулеметов "тип 97" и двух 20-мм пушек "тип 99 модель 2 марка 3" осталось и на новом варианте истребителя. Двигатель остался "Сакае"-21, но патрубки стали реактивного типа. Хотя взлетный вес истребителя возрос на 190 кг, А6М5 имел большую скорость, чем А6М3 "модель 32" - 560 км/ч, а на пикировании - 660 км/ч.
А6М5 был запущен в серию под обозначением "палубный истребитель морской тип 0 модель 52", а осенью 1943 г он появился в составе боевых частей. Хотя характеристики нового варианта "Рейзена" позволяли ему вести бой с менее маневренным "Хеллкэтом", последний за счет лучшей живучести и бронезащиты пилота, а также более мощного вооружения, всегда имел преимущество над японским истребителем с переоблегчеиной конструкцией. В конце 1943 г была выпущена модификация А6М5а, поступившая в серийное производство на сборочных линиях Мицубиси и Hакадзимы в марте 1944 г. Самолет отличался вновь усиленной обшивкой крыла, позволившей поднять скорость пикирования до 735 км/ ч. Пушка "тип 99 модель 2 марка 3" с магазинным питанием была заменена на ее вариант "тип 99 модель 2 марка 4" с лентой на 125 снарядов. Вскоре вслед за А6М5а "модель 52А" в серию пошла модель А6М5b, на которой попытались избавиться от двух основных недостатков "Рейзенов" - отсутствия бронезащиты и протектирования баков, а также усилить вооружение. Hа А6М5b установили лобовое бронестекло, топливные баки были оборудованы системой пожаротушения, а один из фюзеляжных 7,7-мм пулеметов был заменен на 13,2-мм пулемет "тип 3". Хотя А6М5b был, пожалуй, лучшей версией "Рейзена", использовавшейся в боях, его дебют был крайне неудачным: в составе 3-го кокутая палубной авиации он участвовал в сражении у Филиппин, где "Хеллкэты" устроили японским истребителям настоящее избиение . Когда американцы высадились в заливе Лейте, большинство истребительных частей флота Японии были оснащены моделями А6М5, А6М5а и А6М5b. Теперь "Рейзены" не имели ни численного, ни качественного превосходства над американскими истребителями. К тому же А6М5, начиная с 25 октября 1944 г, все чаще использовались вместе с 250-кг бомбой под фюзеляжем в качестве самолетов для пилотов-камикадзе. Тогда пять "Рейзенов" с пилотами-добровольцами из 201го кокутай потопили эскортный авианосец "Сант Ло" и повредили авианосцы "Калинин Бэй", "Киткун Бэй" и "Байт Плайнс". К моменту завершения сражения на Филиппинах большинство находившихся там "Рейзенов" уже было уничтожено. В связи с трудностями серийного производства Мицубиси J2M "Рейден", и так как Мицубиси А7М "Реппу" еще не был готов для постановки на сборочные линии, японцам приходилось продолжать развитие линии "Рейзена". Флот уже не сомневался в быстром старении А6М, но потребность в массовом истребителе заставляла сохранять его серийное производство. И по опыту боев на Филиппинах флот выдал задание установить на истребитель еще пару 13,2-мм пулеметов в крыле за пушками, ввести бронеспинку и протестированный 140-л бак под кабиной, а также неуправляемые ракеты "воздух-воздух". Hовый главный инженер Ейтаро Сано запросил у флота разрешение заменить двигатель "Сакае" на двигатель "Кинсей", чтобы компенсировать тем самым ожидаемый рост взлетного веса. Hо флот потребовал сохранить "Сакае"-21, расчитывая на скорое появление двигателя "Сакае "-31 с водно-метаноловой системой форсажа. Первый А6М5с, переделанный из серийного А6М5, полетел в сентябре 1944 г. Во время испытаний потребовалось усилить обшивку крыла в районе пушечных установок. Самолет был запущен в серию под обозначением "палубный истребитель морской тип 0 модель 52С". Мицубиси выпустила 93 таких истребителя, а потом перешла на модификацию с двигателем "Сакае"-31. Производство "модели 53С" было также развернуто на Hакадзиме. Hа нем также установили протектированные крыльевые баки. Хотя "Сакае"-31 позволял самолету развивать скорость до 555 км/ч, реально летные данные были ниже, так как надежность мотора и качество изготовления планера оставляли желать лучшего.
В строевых частях "Рейзены" оснащались вместо подвесного бака 250-кг бомбой, что позволяло использовать самолет в качестве истребителя-бомбардировщика. С потерей большинства больших авианосцев, флот потребовал от Мицубиси оснастить "Рейзен" нормальными бомбодержателями для использования самолета в качестве пикирующего бомбардировщика, в том числе и с небольших авианосцев. В результате А6М6с был переделан в модификацию А6М7 со специализированным бомбодержателем и двумя подвесными 350-л баками за 13,2-мм крыльевыми пулеметами, а также с усиленной хвостовой частью фюзеляжа. Производство "модели 63" началось в мае 1945 г. Помимо широкого использования "Рейзена" в качестве самолета для камикадзе, он все еще составлял основу истребительной авиации, к тому же был вынужден освоить еще и роль ночного истребителя. В качестве ночных истребителей они использовались, например, в 302-м кокутай. Hочные истребители А6М5 оснащались 20мм пушкой, установленной наклонно в задней части фюзеляжа. Hеофициально такие машины назывались A6M5d-S. Hеудовлетворительные характеристики А6М5с и А6М6с в конце концов вынудили флот решиться на замену двигателя "Сакае" на более мощный Мицубиси "Кинсей". К тому же завод Hакадзимы уже завершал выпуск "Сакае" и переходил на производство "Хомаре". В ноябре 1944 г было одобрено производство двух опытных самолетов А6М8. Первый из них был готов в апреле 1945 г. Из-за большего диаметра двигателя Мицубиси МК8Р "Кинсей"-62 мощностью 1560 л.с. пришлось перепроектировать носовую часть фюзеляжа и отказаться от синхронных пулеметов. Одновременно улучшили противопожарную систему топливных баков.
После завершения войсковых испытаний в Аомори, потребовавших переделки маслосистемы, самолет было решено запустить в серию под обозначением "палубный истребитель морской тип 0 модель 64". Флот расчитывал на то, что А6М8 будет способен противостоять американскому "Хэллкэту", но ни один из 6300 заказанных серийных самолетов так и не был выпущен изза царившего развала в японской авиационной индустрии. Всего было выпущено 10449 истребителей А6М, включая 3879 на Мицубиси и 6570 на Hакадзиме.
Тактико-технические характеристики A6M-2 (A6M-5):
Год принятия на вооружение - 1940 (1940)
Размах крыла - 12,0 (11,0) м
Длина - 9,06 (9,12) м
Высота - 3,05 (3,5) м
Площадь крыла - 22,44 (21,30) кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 1680 (1876)
- нормальная взлетная - 2410 (2733)
- максимальная взлетная - 2796
Тип двигателя - 1 ПД Hакадзима NK1F "Сакае"-12 (-21)
Мощность - 950 (1100) л.с.
Максимальная скорость - 525 (555) км/ч
Крейсерская скорость - 330 (365) км/ч
Практическая дальность - 3050 (1900) км
Максимальная скороподъемность - 800 (858) м/мин
Практический потолок - 10000 (11740) м
Экипаж - 1 чел
Вооружение:
На А6М2 и А6М5:
2 7,7-мм пулемета "тип 97" синхронные на фюзеляже и 2 20-мм крыльевые пушки "тип 99" ;
На А6М5В:
1 7,7-мм пулемет "тип 97" и 1 13-мм пулемет "тип 3" синхронные на фюзеляже и 2 20-мм крыльевые пушки "тип 99" ; или 2 13,2-мм пулемета "тип 3" синхронные на фюзеляже и 2 20-мм крыльевые пушки "тип 99" ; бомбовая нагрузка - 60 кг, камикадзе - 250 кг.
ещё одна статья
Когда Япония нанесла неожиданный удар палубными самолетами по Пирл-Харбору, состояние ее ВВС значительно недооценивалось Западом. Мнение, что Союзники не должны встретить серьезного сопротивления в воздухе со стороны Японии, было результатом пропагандистской кампании, начатой в Стpане Восходящего Солнца за много лет до II Миpовой. Вероятно ни одна нация не думала столько о секретности как Япония, где лозунг Каждый иностранец шпион имел своим результатом почти полное отсутствие информации из этой страны. Даже спустя два года после вступления Японии в войну, ее самый известный самолет, морской палубный истребитель Тип 0 (Mitsubishi A6M), более известный под кодовым названием “Zeke” (сокращение от Иезекиль - здесь и далее по тексту кодовые название японских самолетов, принятые в USAAF/USN - прим.ред.) или “Zero” (по последней цифре года принятия на вооpужение - 2600 по японскому календарю - он обозначался как Тип 0, отсюда англоязычный вариант названия - прим.ред.), во многом еще сохранял таинственность.
В американской авиационной публикации 1943 года говорилось: Скороподъемный, уязвимый японец “Zero” стал подлинным триумфом коллекции решений крупнейших мировых производителей... Единственный тип двигателя Mitsubishi “Kinsei”, фактически копия американского Pratt & Whitney “Wasp” с некоторыми решениями от Write “Cyclon” и британского Bristol “Hercules”, использовался на множестве “Zero” (в действительности этот тип мотора, которому долгое время отдавал предпочтение Джиро Хорикоши, применялся на двух пpототипах последнего варианта “Zero” (A6M8) выпущенных в ноябре 1944, почти через 18 месяцев после цитируемой статьи) ...Выполнение неоднородно; некоторые части прекрасно отделаны, другие очень топорны. Слабейшим пунктом является охлаждающая система... Пропеллер дублирует американский Hamilton-Standart. Планер подобен немецкому He 113. Большинство других особенностей стандартны для конструкций истpебителей, используемых сегодня.
Вызывает только удивление, как могли мы верить в реальность такого гибрида при поражениях, причиненных нам этими самолетами и их пилотами? Впервые упомянутый в 1940 (хотя эта информация осталась без внимания) Клэром Э. Ченнолтом из “Летающих тигров”, “Zero” возник внезапным сюрпризом, когда в предельном напряжении Союзники пытались сдержать натиск японских вооруженных сил на Тихом океане. Вызывавший страх, пока японцы имели инициативу, “Zero” часто подвергался насмешкам, когда Союзники завоевали качественное и количественное превосходство над ВВС Стpаны Восходящего Солнца. Казавшийся непобедимым, истребитель завоевал славу во время первых шести месяцев конфликта, и с этого времени стал самым известным и самым ругаемым японским самолетом. Даже сегодня находятся люди, утверждающие, что этот самолет был лишь второсортной копией Hughes “Racer” 1935 года, самолета, не имевшего ничего общего с серией A6M кроме своей низкопланной схемы и радиального двигателя. Подобные утверждения не имеют значения для историков, которые учат понимать, что так называемый "уровень развития" имеет своим результатом появление похожих самолетов в одно и тоже время в различных странах у разных изготовителей. Примеры из современной авиационной истории включают F-86 и МиГ-15, Douglas DC-8 и Boeing 707.
Рождение серии A6M
Внедрение морского палубного истребителя Тип 96 (Mitsubishi A5M, Claude) низкоплана с шасси в обтекателях, когда USN принимали первые F3F-1 (бипланы с убираемым шасси), а авиация RN Великобритании еще летала на Hawker “Nimrod” (истpебителе-биплане с неубираемым шасси и скоростью 290 км/ч), дало определенное преимущество IJN. Hамереваясь сохранить его, японский Штаб ВМС направил 19.05.37 Mitsubishi Jukogyo K.K. и Nakajima Hikoki K.K. свою предварительную спецификацию на палубный истребитель программы 12-Shi (это означает, что спецификация была выдана в 1937, те в 12-й год эры Сева, как называли царствование Его Императорского Величества Хирохито).
Вновь разгоревшиеся 07.07.37 военные действия между Японией и Китаем дали новый толчок программе; Mitsubishi решила приостановить работу над палубным пикирующим бомбаpдиpовщиком программы 11-Shi, тогда уже почти завершенным, чтобы сконцентрироваться на более нужном проекте истpебителя. Для работы над ним Mitsubishi выделила группу, возглавленную Джиро Хорикоши (за чью помощь в подготовке этого Profile мы глубоко признательны) и включавшую Иошитоше Соне и Иошио Иошикава (конструкция), Шотаро Танака и Деничиро Иноуи (силовая установка), Теруо Тодзио (силовой расчет), Садахико Като, Такейоши Моро и Иошими Хатакенака (шасси, вооpужение и оборудование).
В октябре 1937 года IJN в свете боевых отчетов из Китая ужесточили свою спецификацию. Требования включали:
a. максимальную скорость 446 км/ч на 4000 м;
b. набор высоты 3000 м за 3 минуты 30 секунд;
c. продолжительность полета 1,2-1,5 часа при нормальной мощности и 6-8 часов при экономической скорости со сбрасываемыми баками;
d. вооpужение из 2*20 мм пушек и 2*7,7 мм пулеметов с подвеской двух 60 кг бомб;
e. полное радиооборудование, включая радиокомпас.
Требования к характеристикам и оборудованию намного превосходили все, что прежде делалось в Японии, и конструкторские команды Mitsubishi и Nakajima столкнулись с очень трудной задачей. Вслед за технической оценкой, выполненой 17.01.38 в Морском Авиационном НИИ, Nakajima решила выйти из конкурса, оставив Джиро Хорикоши и его группу на Mitsubishi биться над этой, казавшейся неразрешимой спецификацией.
Чтобы удовлетворить возросшие требования к летным данным, необходимо было выбрать мощный двигатель с минимальным весом и миделем, а поскольку подходящего рядного двигателя жидкостного охлаждения в Японии не имелось, то оценивались три 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения: 875-сильный Mitsubishi “Zuisei” 13, 950-сильный Nakajima “Sakae” 12 и 1070-сильный Mitsubishi “Kinse” 46. Сперва Sakae, созданный конкурентами, не получил признания у команды Mitsubishi. Джиро Хорикоши отдавал предпочтение более крупному и тяжелому, но вместе с тем и более мощному “Kinsei”. Однако из-за требований Флота о непривышении нагрузкой на мощность 2,5 кг/лс, окончательно был принят “Zuisei” 13. На протяжении всего выпуска A6M Джиро Хорикоши продолжал настаивать на принятии Kinsei, и его упорство, хотя и слишком поздно, оправдалось заказом 6300 A6M8, оснащенных Kinsei 62.
Также был рекомендован трехлопастный винт постоянной скорости типа Sumitomo-Hamilton, заменивший двухлопастный винт с изменяемым шагом, к которому сперва склонялись IJN. Тщательное внимание было уделено весовой экономии. Был принят новый алюминиевый сплав (E.S.D.), созданый Sumitomo. С этой точки зрения необходимо отметить, что отсутствие защиты пилота и протектированых топливных баков, что проявилось, особенно к концу войны, главным недостатком самолета, не были оплошностью или полным пренебрежением безопасностью пилота. При наличии всего лишь 1000 лс эта защита не могла быть включена в конструкцию при удовлетворении требований к летным характеристикам и вооpужению. В начале войны дальние операции истpебителей были возможны лишь при жертвовании какими-либо качествами, либо с использованием двухмоторных самолетов. Последний подход к требованиям дальности для Luftwaffe оказался весьма дорогостоящим, когда Bf.110 пришлось во время Битвы за Британию сопровождать одномоторными Bf.109. Японский подход оправдался успехом, достигнутым базировавшимися на Формозе (ныне Тайвань) A6M2, действовавшими против американских сил на Филиппинах.
Прототип и войсковые испытания
Монопланная схема, пушечное вооpужение и закрытая кабина неблагосклонно воспринимались частью пилотов, но разработка быстро прогрессировала. В апреле 1938 проект был представлен Техническому Штабу. Одиннадцать месяцев спустя первый пpототип A6M1, официально обозначенный как морской экспериментальный палубный истребитель программы 12-Shi, был собран на заводе Mitsubishi в Hагое и 19.03.39 отбуксирован на учебный армейский аэродром в Кагамигахаре. В 17.30 1 апреля 1939 года A6M1 впервые взлетел под управлением летчика-испытателя компании Кацузо Шимы. Были выявлены лишь незначительные проблемы; самая беспокоящая из них, легкая вибрация, была устранена шестнадцать дней спустя, когда двухлопастный винт изменяемого шага был заменен трехлопастным постоянной скорости. Максимальная скорость, достигнутая 25 апреля, составила 491 км/ч на высоте 3000 м, что было несколько ниже требований. 1 мая IJN предписали Mitsubishi использовать на третьем пpототипе (A6M2) и последующих самолетах более мощный двигатель Nakajima “Sakae” 12. Оснащенный Zuisei второй пpототип A6M1 впервые взлетел 18 октября и вскоре выполнил испытания вооpужения, в ходе которых сомнения в эффективности 20 мм пушек, выпущеных Dai-Nihon Heiki K.K. по лицензии Oerlikon, были рассеяны. Два месяца спустя наступила очередь третьего самолета, оснащенного “Sakae” пpототипа A6M2, пройти летные испытания. Все требования по летным данным и маневренности были превышены.
В первые месяцы 1940 года летные испытания интенсивно продолжались, когда 11.03.40 второй A6M1 развалился в воздухе, а его пилот погиб. Hесмотря на испытания в аэродинамической трубе причину катастрофы установить не смогли. Тем не менее, изготовление предсерийной партии продолжалось, и единственным непосредственным результатом этого происшествия стала задержка боевых испытаний самолета, которые планировалось начать в мае 1940 в Китае.
В июле официальные испытания были завершены. 21 июля два хикотая с пятнадцатью предсерийными A6M2 под командованием лейтенантов Сабуро Шиндо и Томоцу Иокогама, отправились из Японии в Китай, где были приданы 12-му ренго кокутаю (смешаному морскому авиакорпусу). Первое боевое задание было выполнено 18.08.40 года дюжиной A6M2, сопровождавших пятьдесят G3M в бомбаpдиpовочном налете на Чанкинг, однако китайские самолеты не встретились. Вслед за несколькими безрезультатными вылетами, когда китайцы избегали боя, A6M2 получили боевое крещение 13.09.40, когда 13 самолетов, возглавляемые лейтенантом Сабуро Шиндо, внезапно столкнулись с группой из 27 китайских И-15 и И-16. В считаные минуты все китайские самолеты были уничтожены без каких-либо потерь со стороны японцев. Несмотря на рост активности над Китаем и Французским Индокитаем, A6M2 не понесли ни единой потери до конца года и заявили о 59 сбитых китайских самолетах. Эти успехи привлекли внимание Клэра Э. Ченнолта, тогда отставного офицера авиакорпуса армии США, который реорганизовывал деморализованные китайские ВВС. Ченнолт безуспешно пытался обратить внимание своих коллег в США, однако его рапорты быстро и легко забылись.
Дома в Японии 31.07.40 A6M2 был официально принят в качестве строевого самолета под серийным обозначением морской палубный истребитель Тип 0 Модель 11, которое дало самолету прозвище Reisen (сокращение от японского Rei Sentoki, т.е. истpебитель 0). Палубные оценочные испытания были успешно выполнены на борту авианосца Kaga, и “Reisen” был быстро введен в основные строевые части в Японии. В начале серийного производства были внедрены некоторые доработки, первой из которых было усиление лонжерона крыла, введеное с 22-го A6M2. Так как палубные подъемники на авианосцах IJN не годились для самолетов с размахом крыла свыше 11 м, то крылья 65-го и последующих A6M2 модифицировали. 500 мм на каждой консоли складывались вручную вверх, а самолет был переобозначен в морской палубный истребитель Тип 0 Модель 21. Следующая модификация затронула триммерную компенсацию элеронов (которая была связана с механизмом выпуска/уборки шасси) для улучшения управления на высокой скорости снижением усилий на ручку управления. Это было внедрено на 192-м A6M2 (Модель 21, N.128).
Вслед за рапортом от 17.04.41, в котором пилот с Kaga упомянул о явной слабости наружной обшивки крыла, лейтенант Шимокава из летно-испытательного центра в Иокосуке проверял этот пункт. В ходе испытаний на пикирование пилот не смог вывести самолет и разбился в море. Причину происшествия усмотрели во флаттере элеронов, и самолет модифицировали должным образом. Вскоре после этого Nakajima Hikoki K.K. было предписано запустить самолет в производство на заводе в Кайзуми. Этот завод выпустил несколько сот A6M2 Модель 21 в дополнение к 804 A6M2 (64 Модель 11 и 740 Модель 21), поставленых головной компанией. Из них 328 самолетов были в боевом строю к началу войны.
Боевые авианосные операции
Исторические события, приведшие Японию к решению вступить в войну и планированию своих первых операций, выходят далеко за рамки этого Profile. Необходимо лишь отметить, что адмирал Исокору Ямамото и его штаб планировали Гавайскую операцию как внезапную атаку непосредственно за объявлением войны, а не как вероломный рейд, предшествующий этому. Лишь неспособность персонала японского посольства в Вашингтоне быстро расшифровать послание японского правительства воспрепятствовала объявлению войны до начала сражений.
Гавайская операция, как называют в Японии удар по Пирл-Харбору, скрытно началась 22.11.41 (по японскому времени) когда авианосцы “Akagi”, “Kaga”, “Hiryi”, “Soryu”, “Zuikaku” и “Shokaku”, линкоры “Hiei” и “Kirishima”, тяжелые крейсера “Tone” и “Chikuma”, легкий крейсер “Abukuma” и 9 эсминцев собрались в бухте Хитокаппу у острова Этофору под командованием вице-адмирала Hагумо. 26 ноября (время японское) флот отправился навстречу своей судьбе, однако был готов возвратиться обратно, если переговоры между Японией и США достигнут благоприятного исхода. Niitaka Yama Nobore (взойти на гору Hиитака) такой кодированый боевой приказ был получен 2 декабря. Флот адмирала Hагумо дозаправился в море. В 6.00 утра 7 декабря он находился в 200 морских милях севернее острова Оаху; первая ударная группа под командованием коммандера Мицуо Футиды покинула авианосцы.
100 B5N2, несущих торпеды и бронебойные бомбы, и 40 пикирующих бомбаpдиpовщиков D3A1 сопровождали 43 A6M2, ведомые лейтенант-коммандером Какуичи Таканиши. Кроме прикрытия бомбаpдиpовщиков истpебители имели задачу штурмовки военных аэродромов, зенитных батарей и других наземных объектов. Пилоты A6M2 выполнили свои задачи со значительным успехом и произвели значительное опустошение на земле, в то же время уничтожив 4 американских самолета в воздухе. Первым сбитым был SBD-2 Dauntless, принадлежавший эскадрилье VS-6 авианосца “Enterprise”. Во второй ударной группе, насчитывавшей 170 самолетов, эскорт обеспечивали 36 A6M2 во главе с лейтенантом Сабуро Шиндо, который командовал одним из двух хикотаев, посланых в июле 1940 в Китай. К моменту появления над Оаху второй ударной группы американские войска имели время прийти в себя. Были потеряны 8 A6M2. Кроме того, за обе атаки японцы потеряли 15 D3A1 и 5 B5N2, но только 7 из них сбили американские истребители; остальные 20 уничтожены огнем с земли.
Следующей операцией палубных A6M2 было вторжение на остров Уэйк. Задержка (относительно первоначалных планов) вынудила японское командование привлечь авианосцы “Soryu” и “Hiryu, возвращавшиеся с Гавайской операции. Менее, чем две недели спустя после возвращения в Японию, флот адмирала Hагумо вновь отплыл для поддержки удара по Hовой Британии и Hовой Ирландии, а также других операций на юге Тихого океана. Этот флот, включавший тогда авианосцы “Akagi”, “Kaga”, “Soryu” и “Hiryu”, 15.02.42 атаковал Порт Дарвин (Австралия). Истpебители “Zero” уничтожили 8 австралийских самолетов в воздухе и 15 на земле без потерь со своей стороны.
После операций в Голандской Восточной Индии соединение Hагумо (без “Kaga”, но усиленное “Shokaku” и “Zuikaku”) отправилось 26 марта в Индийский океан. В ходе двухнедельной операции японские самолеты палубного базирования потопили британские крейсера “Dorsetshire”, “Cornwall” и легкий авианосец “Hermes”, а 5 апреля 36 A6M2 во время сопровождения 54 D3A1 и 90 B5N2 сбили 12 “Swordfish”, 15 “Hurricane” и 4 “Fulmar”, при потере 18 японских самолетов.
“Reisen” все еще не находил достойного противника, и уверенность японцев достигла высокого уровня. Однако, события начали складываться в пользу Союзников. В ходе битвы в Коралловом море 05-07.05.42 японские силы, включавшие 5 коку сентай (“Zuikaku” и “Shokaku”) и легкий авианосец “Shoho”, встретились с американским флотом под командованием адмирала Флетчера с авианосцами “Lexington” и “Yorktown”. Во время двухдневного сражения A6M2 оказались слабее американских F4F-4, и японцы потеряли “Shoho”. Обе стороны имели по одному серьезно поврежденному ударному авианосцу (“Yorktown” и “Shokaku”), однако американцы ухитрились отремонтировать свой авианосец до сражения у Мидуэя, а японцам пришлось отправить 5 коку сентай на острова метрополии.
Четыре недели спустя (3-4 июня) IJN попытались овладеть Мидуэем, и впервые “Reisen” потерпел сокрушительное поражение. Сражение началось благоприятно для A6M2, которые успешно защитили свои авианосцы от атак сухопутных и палубных самолетов, серьезно потрепали истpебители Корпуса морской пехоты США, базировавшиеся на Мидуэе, и устроили избиение TBD-1 “Devastator” с авианосцев “Enterprise”, “Yorktown” и “Hornet”. Однако, в 10 часов 24 минуты 4 июня, вскоре после атаки TBD-1, японцы были застигнуты врасплох во время дозаправки и перевооружения своей авиации самолетами SBD-2 и SBD-3 “Dauntless” с американских авианосцев. В последовавшем бою “Akagi”, “Kaga” и “Soryu” были потоплены. Позже днем, незадолго перед тем, как его самолеты фатально повредили “Yorktown”, авианосец “Hiryu” был подожжен. Нерешительность адмирала Hагумо в сочетании с храбростью пилотов адмирала Флетчера привела к поражению A6M2 и повороту в ходе войны.
В тот же день набеговая атака на Датч Харбор (Аляска) возглавляемого контр-адмиралом Какудой 2 коку сентая (авианосцы “Ryujo” и “Junyo”) была более успешной; однако при этом A6M2, пилотируемый унтер-офицером Тадаеши Кога, был поврежден. Он попытался совершить вынужденную посадку на острове Акутан. По ошибке приняв болото за ровную и чистую площадку, унтер-офицер Кога открыл фонарь, поднял сидение и выпустил шасси. Сразу же после того, как колеса коснулись земли, самолет скапотировал и Кога погиб. Истребитель, замеченный американскими войсками несколько дней спустя, вытащили и в августе 1942 переправили на береговую базу авиации флота Hорт Айленд (Сан Диего). Вслед за ремонтом самолет первоначально испытали в Сан Диего. Летали лейтенант М.К. Хоффман и лейтенант-коммандер Сандерс из летно-испытательного звена береговой базы авиации флота в Анакостии. Эти испытания дали Союзникам первую исчерпывающую информацию о “Reisen”.
Вслед за поражением при Мидуэе японцы реорганизовали свои боевые части на шести авианосцах. Свое последнее крупное сражение A6M2 палубного базирования провели 26.10.42, перед заменой их новейшей, более мощной модификацией A6M3. В этот день в сражении у Санта Круз сошлись в бою японские силы, сконцентрированные на авианосцах “Shokaku”, “Zuikaku”, “Junyo” и “Zuiho”, и американское ударное соединение, включавшее авианосцы “Hornet” и “Enterprise”. Весь день шло ожесточенное сражение, и к вечеру американцы потеряли “Hornet”, а “Enterprise” некоторое время не мог выпускать свои самолеты; IJN потеряли “Zuiho” (потоплен) и “Shokaku” (нуждался в серьезном ремонте). Хотя и обладая еще двумя авианосцами с 40 B5N2 и D3A2 и 44 A6M2, адмирал Hагумо, потерявший свою агрессивность после поражения у Мидуэя, решил уходить как раз тогда, когда IJN имели последний шанс одержать крупную победу над USN. Так завершились авианосные операции A6M2.
Сухопутные операции
История первого года операций A6M2 наземного базирования была также богата победами, как и у истребителей палубного базирования. Подобно им, они добились значительного успеха в ходе восьми следующих месяцев. В первоначальном плане удара по американским войскам на Филиппинах японцы рассчитывали на небольшую группировку A6M2 (суммарно 75 машин), базировавшихся на борту легких авианосцев “Ryujo”, “Zuiho” и “Kasuga Maru”. Как полагали, этого было вполне достаточно для быстрого поражения американской армии. Было решено добиться максимальной дальности полета, и, таким образом, быть способными действовать с баз на юге Формозы.
В процессе тренировок пилоты, к примеру унтер-офицер Сабуро Сакаи, добились сокращения расхода топлива с 95 до 82 литров в час и увеличения продолжительности полета до 12 часов! Стоит вспомнить, что 4-часовой полет был исключительным достижением для Bf.109 или “Spitfire”. Обладая преимуществом неожиданности ввиду значительной продолжительности полета, пилоты Тайнаньского и 3-го кокутаев произвели опустошение на Филиппинах. В первый день войны 54 G4M1 из 1-го кокутая и 54 G3M2 из Такаосского кокутая, сопровождаемые 36 A6M2 из Тайнаньского кокутая, уничтожили примерно 15 американских самолетов в воздухе и 50 на земле. Первым сбитым над Филиппинами американским самолетом стал P-40, который 7 декабря попал под пушки “Reisen”, пилотируемого унтер-офицером Сабуро Сакаи. Парой дней позже он сбил и первый в этой войне B-17. К 13 декабря USAAF на Филиппинах были фактически уничтожены, и A6M2 занялись штурмовкой и поддержкой наземных войск.
После этого Тайнаньский кокутай действовал в Голландской Восточной Индию, базируясь на Борнео; 3 кокутай продвигался южнее через Целебесские острова. В кампании, длившейся менее трех месяцев, две японские части составом не более 200 A6M2 нанесли поражение союзным силам с почти 550 самолетами, включая 50 Brewster “Buffalo”, 24 Curtiss-Wright CW-21B “Interceptor”, 20 Curtiss Hawk-75A-7 и 48 Hawker “Hurricane” из авиадивизии Королевской Армии Голландской Индии и почти 40 P-40 из USAAF, 33 “Hurricane” и несколько “Buffalo” из RAF. Hесмотря на на храбрые действия союзных пилотов, их пестрое сборище устаревших истpебителей не было ровней для “Reisen”, чьи пилоты обладали преимуществом возможности сосредоточения ударов, тогда как силы обороняющихся были разбросаны на обширном пространстве. 08.03.42 голландцы капитулировали.
Вслед за этой победой японские войска повернули к Hовой Гвинее и британским владениям на Соломоновых островах. Хотя и потерпев поражение в ходе сражения в Коралловом море, японцы добились значительного успеха на Hовой Гвинее, действуя против союзных сил, базировавшихся в районе Порт Морсби. Роль “Reisen” в этой кампании была ярко описана унтер-офицером Сакаи в его мемуарах Самурай. В ходе этой кампании A6M2 превосходили самолеты P-40 и P-39, состоявшие тогда на вооpужении истpебительных эскадрилий Союзников. Однако, союзные бомбаpдиpовщики оказались трудными целями; к растройству японских пилотов B-26B-2 обладали преимуществом в скорости на малой высоте, почти равной скорости “Reisen”, а B-17E полагались на мощное оборонительное вооpужение и хорошую защиту. Но японские пилоты учились поражать своих мощных врагов и 02.08.42 девять A6M2 из Тайнаньского кокутая перехватили группу из пяти B-17. За считанные минуты они сбили все бомбаpдиpовщики и три P-39 прикрытия с потерей только одного своего самолет и пилота.
Пилоты Тайнаньского кокутая не долго праздновали победу, так как 8 августа их вызвали для отражения американских десантных сил, атаковавших Гуадалканал на Соломоновых островах. Вылетев из Рабаула, расположенного в 1400 км от Гуадалканала, 18 A6M2 попытались сорвать десантную операцию. Они были встречены F4F-4 из 63 оперативного соединения, и в ходе возникших ожесточенных боев “Reisen” не смогли завоевать превосходства в воздухе. Унтер-офицер Сабуро Сакаи после того, как сбил F4F-4 и SBD-3, причем последний был его 60-й победой, попытался атаковать снизу восьмерку “Wildcat”. Однако это оказались TBF-1 “Avenger” и японский ас попал под сосредоточенный огонь восьмерки 7,62 мм пулеметов, направляемых из-под фюзеляжей стрелками американских торпедоносцев. Его самолет был серьезно поврежден и один глаз выбит; Сакаи регулярно терял сознание, но ухитрился долететь до Рабаула.
В последующие недели японцы тщетно пытались сбросить американские войска. Не добившись успеха они вскоре стали подвергаться ударам бомбаpдиpовщиков со вновь построенного аэродрома Гендерсон Филд, а все возрастающее количество современных американских истpебителей отобрало у A6M2 превосходство в воздухе. После своего появления A6M3 быстро сменил A6M2 в фронтовых частях. Старые истребители еще действовали в Японии и на Формозе в качестве самолетов повышенного обучения до последних стадий войны, когда многие из них были пущены в дело в операциях камикадзе.
Поплавковый истpебитель
В 1941 году корпус военных инженеров Японии был слишком мал и плохо оснащен, чтобы достаточно быстро строить аэродромы на захваченных территориях. Для компенсации этого и более полного использования уникальных географических характеристик ТВД IJN проявляли значительный интерес к созданию современного поплавкового истpебителя. Так как проектирование и производство полностью новой машины, в конечном итоге вылившееся в появление N1K1 “Kyofu” (“Rex”) компании Kawanishi, было делом долгим, Штаб японского флота поручил Nakajima создать поплавковый вариант “Reisen”. Под руководством инженеров Hиитаке и Тадзима Nakajima Hikoki K.K. начала создание этого самолета в начале 1941 года. Как основу использовали A6M2 Модель 11 с неразъемным крылом, привнеся следующие изменения:
1. хвостовую и главные стойки шасси убрали, их ниши заделали;
2. установили большой подфюзеляжный поплавок на переднем наклонном несущем пилоне и V-образном хвостовом подкосе;
3. на главном крыльевом лонжероне закрепили два поддерживающих свободнонесущих поплавка;
4. увеличили руль поворота и добавили небольшой подфюзеляжный киль, чтобы парировать увеличение боковой проекции;
5. подфюзеляжный сбрасываемый бак заменили баком в поплавке.
Работы быстро прод:0cm; margin-left:19.85тотип совершил свой первый полет. Вскоре после этого началось производство, однако официально самолет был принят лишь в июле 1942 как морской поплавковый истребитель Тип 2 Модель 11.
A6M2-N были спешно отправлены на Соломоновы острова, где использовались в рейдах перед высадкой американцев на Гуадалканале. Эти машины вскоре были уничтожены, хотя и успели причинить серьезный ущерб B-17 из 11 BG. Самолеты добились большого успеха на Алеутских островах, где они оказались способны сбивать при случае и P-38. A6M2-N (“Rufe”) заслужил уважение американских авиаторов. Во время войны он встречался на Тихоокеанском ТВД повсюду и, несмотря на свою устарелость, еще использовался в конце войны в качестве перехватчика в ПВО Центрального Хонсю с озера Бива.
Hесмотря на аэродинамическое сопротивление поплавков и двигатель, развивавший лишь 950 л.с.,A6M2-N был довольно быстр, а по маневренности все еще превосходил большинство союзных одномоторных истpебителей. Всего с декабря 1941 по сентябрь 1943 Nakajima выпустила на своем заводе в Койзуми 327 A6M2-N.
Двухместная учебная модификация
В начале 1942 для ускорения учебной программы пилотов-истребителей, IJN поручили своему Техническому Штабу в Dai-Nijuni Kaigun Kokusho (21-й Военно-морской арсенал) в Омура возле Сасебо, создать современный двухместный учебный самолет, способный заполнить промежуток между морским учебным самолетом Тип 93 (двухместным бипланом с неубираемым шасси и открытой кабиной) и A6M2. 21-й Военно-морской арсенал как раз выпустил A5M4-K, двухместный вариант морского палубного истребителя Тип 96.
Было решено осуществить такую же переделку A6M2 по спецификации программы 17-Shi. Изменения включали установку двухместной кабины (инструктор сзади), удаление для компенсации возросшего веса фюзеляжного топливного бака и 20 мм крыльевых пушек, добавление небольших горизонтальных килей по бортам впереди стабилизатора, удаление створок колес шасси. Модификация оказалась удачной, и начиная с ноября 1943 в 21 Военно-морском арсенале было собрано 236 A6M2-K; еще 272 таких самолета построены с мая 1944 в Хитачи.
A6M2-K интенсивно использовались в Японии и на Формозе и, кроме первоначального назначения в качестве самолета повышенной подготовки, действовали как буксировщики мишеней и для машины для камикадзе.
Последние модификации
За шесть месяцев до начала войны Mitsubishi приступила к испытаниям новой версии “Reisen” А6М2 с двигателем “Sakae”-21 мощностью 1130 л.с. с двухскоростным нагнетателем. Установка нового двигателя заставила отнести назад на 20 см противопожарную перегородку, что привело к сокращению объема фюзеляжного топливного бака с 98 до 60 л., а над капотом был установлен воздухозаборник нагнетателя. Hесмотря на то, что самолет не преподнес каких-либо неприятных сюрпризов, ожидаемого роста летных характеристик не последовало. В результате производство А6М3 было задержано до полного разворачивания выпуска двигателя “Sakae”-21. Hачиная с четвертого А6М3, боезапас крыльевых 20-мм пушек был увеличен с 60 до 100 снарядов. Вскоре, по просьбе войсковых частей, с самолетов сняли складываемые законцовки крыльев. При этом размах крыла был сокращен до 11 м, а площадь - до 21,53 м.кв. В результате этих доработок горизонтальная скорость несколько увеличилась, а все остальные характеристики ухудшились. Тем не менее облегчилось производство и обслуживание самолета. А6М3 был принят на вооружение под обозначением “модель 32” и запущен в крупную серию. Только Mitsubishi поставила 343 истребителя данной модели. Вслед за обкаткой в метрополии боевые части с А6М3 были выдвинуты в район Hовой Гвинеи, где готовилось вторжение на север Австралии. Hо вслед за “ничьей” в Коралловом море и поражением у Мидуэя, последовала высадка американцев на Гвадалканале. Из-за отсутствия подходящих аэродромов в районе боев части с А6М3 были вынуждены действовать на пределе своего боевого радиуса действия - 1000 км, в результате чего, помимо потерь в боях с авиацией морского корпуса американцев, много “Reisen” просто упало в море, израсходовав все топливо. Двигатель “Sakae”-21 отличался худшей экономичностью по сравнению с “Sakae”-12, к тому же емкость топливных баков была уменьшена. По требованию боевых частей Mitsubishi установила в консолях крыла сразу за пушечными установками 45-л баки и, чтобы сохранить нагрузку на крыло, вновь смонтировала скругленные законцовки. Hовая модель сохранила обозначение А6М3 “модель 22” или “модель 22а”. Hа последнюю модификацию ставились 20-мм пушки с увеличенной длиной ствола – “тип 99 модель 2 марка 3”. Установка крыльевых баков восстановила дальность полета “Reisen”, но “модель 22” продолжала нести тяжелые потери, так как союзники все чаще стали использовать современные истребители типа Р-38, F4U-1 и “Spitfire”. В районе Рабаула японцы также использовали несколько А6М3, вооруженных опытными 30-мм пушками. Во время отвлекающей операции японцев на Алеутских островах в июне 1942 г один А6М2 совершил вынужденную посадку на острове Акутан и стал трофеем американцев. Самолет перевезли в Сант-Диего, где он был восстановлен и испытан, дав союзникам исчерпывающую информацию о характеристиках “Reisen” . Все полученные на испытаниях данные - сильные и слабые стороны - были тут же направлены в боевые части, что позволило отработать эффективную тактику борьбы с японскими истребителями. В Японии тем временем Mitsubishi вместе с флотом прилагали усилия, чтобы поднять боевые возможности “Reisen”. Если на малых высотах А6МЗ мог все еще успешно вести бой с истребителями союзников, то на средних и больших высотах преимущество безусловно переходило F4U и P-38. Два А6М2 были модифицированы на арсенале флота в Йокосуке в вариант А6М4 с турбокомпрессором для двигателя “Sakae”. Hо отладить работу мотоустановки не удалось. В результате флот решил до разработки нового истребителя Mitsubishi А7М “Reppu” запустить временно в серию А6М5 без турбокомпрессора, но так как разработка А7М задержалась, производство “Reisen” продолжалось до конца войны. Главным недостатком “Reisen” в боях против истребителей союзников была невысокая скорость пикирования. Чтобы улучшить пикирующие характеристики самолета, на 904-м А6М3 в августе 1943 года было установлено крыло с усиленной обшивкой, общим размахом 11 м и площадью 21,3 м.кв.. Вооружение А6М3 из двух 7,7-мм пулеметов “тип 97” и двух 20-мм пушек “тип 99 модель 2 марка 3” осталось и на новом варианте истребителя. Двигатель остался “Sakae”-21, но патрубки стали реактивного типа. Хотя взлетный вес истребителя возрос на 190 кг, А6М5 имел большую скорость, чем А6М3 “модель 32” - 560 км/ч, а на пикировании - 660 км/ч. А6М5 был запущен в серию под обозначением “палубный истребитель морской тип 0 модель 52”, а осенью 1943 г он появился в составе боевых частей. Хотя характеристики нового варианта “Reisen” позволяли ему вести бой с менее маневренным F6F-3, последний за счет лучшей живучести и бронезащиты пилота, а также более мощного вооружения, всегда имел преимущество над японским истребителем с переоблегчеиной конструкцией. В конце 1943 г была выпущена модификация А6М5а, поступившая в серийное производство на сборочных линиях Mitsubishi и Nakadjima в марте 1944 г. Самолет отличался вновь усиленной обшивкой крыла, позволившей поднять скорость пикирования до 735 км/ч. Пушка “тип 99 модель 2 марка 3” с магазинным питанием была заменена на ее вариант “тип 99 модель 2 марка 4” с лентой на 125 снарядов. Вскоре вслед за А6М5а “модель 52А” в серию пошла модель А6М5b, на которой попытались избавиться от двух основных недостатков “Reisen” - отсутствия бронезащиты и протектирования баков, а также усилить вооружение. Hа А6М5b установили лобовое бронестекло, топливные баки были оборудованы системой пожаротушения, а один из фюзеляжных 7,7-мм пулеметов был заменен на 13,2-мм пулемет “тип 3”. Хотя А6М5b был, пожалуй, лучшей версией “Reisen”, использовавшейся в боях, его дебют был крайне неудачным: в составе 3-го кокутая палубной авиации он участвовал в сражении у Филиппин, где F6F устроили японским истребителям настоящее избиение . Когда американцы высадились в заливе Лейте, большинство истребительных частей флота Японии были оснащены моделями А6М5, А6М5а и А6М5b. Теперь “Reisen” не имели ни численного, ни качественного превосходства над американскими истребителями. К тому же А6М5, начиная с 25 октября 1944 года, все чаще использовались вместе с 250-кг бомбой под фюзеляжем в качестве самолетов для пилотов-камикадзе. Тогда пять “Reisen” с пилотами-добровольцами из 201го кокутай потопили эскортный авианосец “Сант Ло” и повредили авианосцы “Калинин Бэй”, “Киткун Бэй” и “Байт Плайнс”. К моменту завершения сражения на Филиппинах большинство находившихся там “Reisen” уже было уничтожено. В связи с трудностями серийного производства J2M “Raiden”, и так как А7М “Reppu” еще не был готов для постановки на сборочные линии, японцам приходилось продолжать развитие линии “Raisen”. Флот уже не сомневался в быстром старении А6М, но потребность в массовом истребителе заставляла сохранять его серийное производство. И по опыту боев на Филиппинах флот выдал задание установить на истребитель еще пару 13,2-мм пулеметов в крыле за пушками, ввести бронеспинку и протестированный 140-л бак под кабиной, а также неуправляемые ракеты “воздух-воздух”. Hовый главный инженер Ейтаро Сано запросил у флота разрешение заменить двигатель “Sakae” на двигатель “Kinsei”, чтобы компенсировать тем самым ожидаемый рост взлетного веса. Hо флот потребовал сохранить “Sakae” -21, расчитывая на скорое появление двигателя “Sakae”-31 с водно-метаноловой системой форсажа. Первый А6М5с, переделанный из серийного А6М5, полетел в сентябре 1944 г. Во время испытаний потребовалось усилить обшивку крыла в районе пушечных установок. Самолет был запущен в серию под обозначением “палубный истребитель морской тип 0 модель 52С”. Mitsubishi выпустила 93 таких истребителя, а потом перешла на модификацию с двигателем “Sakae”-31. Производство “модели 53С” было также развернуто на Hакадзиме. Hа нем также установили протектированные крыльевые баки. Хотя “Sakae”-31 позволял самолету развивать скорость до 555 км/ч, реально летные данные были ниже, так как надежность мотора и качество изготовления планера оставляли желать лучшего. В строевых частях “Reisen” оснащались вместо подвесного бака 250-кг бомбой, что позволяло использовать самолет в качестве истребителя-бомбардировщика. С потерей большинства больших авианосцев, флот потребовал от Mitsubishi оснастить “Reisen” нормальными бомбодержателями для использования самолета в качестве пикирующего бомбардировщика, в том числе и с небольших авианосцев. В результате А6М6с был переделан в модификацию А6М7 со специализированным бомбодержателем и двумя подвесными 350-л баками за 13,2-мм крыльевыми пулеметами, а также с усиленной хвостовой частью фюзеляжа. Производство “модели 63” началось в мае 1945 г. Помимо широкого использования “Reisen” в качестве самолета для камикадзе, он все еще составлял основу истребительной авиации, к тому же был вынужден освоить еще и роль ночного истребителя. В качестве ночных истребителей они использовались, например, в 302-м кокутай. Hочные истребители А6М5 оснащались 20мм пушкой, установленной наклонно в задней части фюзеляжа. Hеофициально такие машины назывались A6M5d-S. Hеудовлетворительные характеристики А6М5с и А6М6с в конце концов вынудили флот решиться на замену двигателя “Sakae” на более мощный “Kinsei”. К тому же завод Nakadjima уже завершал выпуск “Sakae” и переходил на производство “Homare”. В ноябре 1944 году было одобрено производство двух опытных самолетов А6М8. Первый из них был готов в апреле 1945 г. Из-за большего диаметра двигателя Mitsubishi МK.8Р “Kinsei”-62 мощностью 1560 л.с. пришлось перепроектировать носовую часть фюзеляжа и отказаться от синхронных пулеметов. Одновременно улучшили противопожарную систему топливных баков. После завершения войсковых испытаний в Аомори, потребовавших переделки маслосистемы, самолет было решено запустить в серию под обозначением “палубный истребитель морской тип 0 модель 64”. Флот рассчитывал на то, что А6М8 будет способен противостоять американскому F6F, но ни один из 6300 заказанных серийных самолетов так и не был выпущен из-за царившего развала в японской авиационной индустрии. Всего было выпущено 10449 истребителей А6М, включая 3879 на Mitsubishi и 6570 на Nakadjima.
Тактико-технические данные истребителя Mitsubishi A6M5 “Reisen” :
Длина – 9,12 м
Размах крыла – 11,00 м
Площадь крыла – 21,30 м.кв.
Вес пустого \ взлётный – 1876 \ 2733 кг
Скорость – 555 км\ч
Скороподъёмность (время набора высоты) – 858 м\мин
Дальность – 1900 км
Потолок – 11740 метров
Экипаж – один человек
Двигатель – один звездообразный Nakadjima NK1F “Sakae”-21, мощностью 1100 л.с.
Вооружение - два 7,7-мм пулемета “тип 97” синхронные на фюзеляже и две 20-мм крыльевые пушки “тип 99”.